«Плакать и пробовать снова пока не взорвёт»: почему шаблоны и скрипты — признак плохого маркетолога
Колонка про вред бездумного копирования даже лучших практик.
Меня зовут Саша, я сооснователь и креативный директор агентства zapal.
На днях наткнулась на смешной и грустный анекдот про маркетологов (адаптировала, но содержание осталось авторским). Оцените.
На трубе сидели маркетологи: А, Б, В и другие. Однажды маркетолог A случайно свалился с трубы.
Маркетолог Б спрыгнул с трубы, чтобы понять, почему упал А.
Маркетолог В спрыгнул с трубы, потому что увидел возможность периодического падения с трубы и решил её исследовать.
Маркетолог Г свалился с трубы, потому что решил: падать с трубы — новая устойчивая тенденция.
Маркетолог Д спрыгнул с трубы, потому что решил, что предыдущие явно знали, что надо делать.
Маркетолог Е упал с трубы, потому что маркетолог Д решил разделить с ним риски и схватил его за руку.
Маркетолог Ж упал с трубы, чтобы написать книгу о способах падения с трубы и их эффективности.
С тех пор все маркетологи постоянно падают с трубы, потому что они изучают маркетинг по книгам маркетолога Ж.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
В каждой шутке есть только доля шутки, остальное скорее злоба дня. Повестка, которую подсвечивает этот анекдот, заключается в том, что современный рынок полон копий: одинаковые продукты, упаковки, инстаграм-аккаунты*, личные бренды.
Один маркетолог решил протестировать гипотезу и сделал инстаграм-аккаунт* своего проекта белым в синюю полосочку. 100 других маркетологов подсмотрели и взяли его идею за основу.
Всегда ли в открытом доступе есть данные, что его гипотеза была верна или ошибочна? Нет. Есть ли какие-то основания предполагать, что если у него сработало, то сработает и на другом аккаунте? Может быть, но маловероятно.
В этой статье разгоню тему шаблонов, скриптов и копирования в мире маркетинга и попробую понять, что же случилось и почему так лучше не делать.
Почему применение одних и тех же методов и форм продвижения не гарантирует одинаковых результатов
1. Эволюционно наш мозг устроен так, что мы замечаем странные, привлекательные, яркие, смешные, антропоморфные вещи и игнорируем повседневные, обычные, посредственные.
Нас привлекает то, чего мы раньше не видели вовсе или видели, но не очень много раз. Когда человек видит какой-то вариант контента 100 раз — он перестаёт на него реагировать. Он становится привычным и больше не привлекает.
Обилие однотипного контента порождает баннерную слепоту и преодолеть её можно только экспериментируя и отличаясь.
2. Мы не можем знать всех вводных, которые повлияли на результативность чужого кейса.
На результат любой маркетинговой активности влияет миллион разных факторов: от выбора сегмента аудитории до словосочетания в оффере, от контента в аккаунте до количества показов объявления, от качества картинки и выбора музыки до площадки, на которой размещён контент. И ни один из факторов нельзя недооценивать.
То, что конкурент продвигается на YouTube и отлично себя чувствует, не означает, что дело только в площадке и вам срочно нужно туда идти.
Пример: YouTube-каналы двух онлайн-школ английского языка. Почему один канал популярен, а другой нет? Причин много.
1. Продакшен
У Skyeng высокое качество продакшена: свет, звук, постановка кадра, анимация, харизма и речь ведущих. Видео просто приятно смотреть и интересно слушать.
2. Стратегия
Skyeng выделяет много ресурсов на рекламу у блогеров, чем обеспечивает постоянный приток новой аудитории.
Регулярность и стабильность. Они выпускают минимум по 3–4 ролика в неделю и продвигаются на YouTube больше 5 лет.
Оптимизация и умеренный кликбейт. Чтобы видео выбрали из пёстрой ленты рекомендаций, нужно выделяться и делать привлекательные превью, а также оптимизировать заголовки под поисковой спрос. Skyeng это знает, а вот второй аккаунт не совсем.
3. Контент
Отзывы (как у второго YouTube-канала) — это прекрасно и важно для продаж, но скучно и неинтересно, если аудитория не думает о покупке прямо сейчас. А YouTube больше PR-площадка, чем мгновенный конвертор в заявки.
Skyeng же ищет и обозревает актуальные темы, которые прямо сейчас на волне обсуждения. Делает это весело, красочно, на языке аудитории, но остаётся образовательным каналом и интегрирует внутрь роликов нативное обучение языку.
Помимо этих факторов есть ещё много других, не менее важных. Поэтому, если к вам закралась мысль: «У конкурента же работает, сделаю так же!», сначала задайте себе пару вопросов.
- У вас есть такая же команда для съёмки качественного контента?
- А бюджеты?
- А стоящая тематика, которая привлечёт внимание к бренду?
- А специалист, который всё оптимизирует и продвинет, чтобы видео не легло на дно площадки?
- А уверенность, что это будет конвертировано в клиентов и вы не сольёте просто так кучку бумажек?
Читайте также: Как сократить расходы на рекламные ролики, повысив их эффективность: антикризисная модель продакшена
Почему маркетологи всё равно это делают?
Мозг ленивый, и это относится ко всему. Он хочет меньше думать и делать. Это не наша вина — это система безопасности человеческого организма.
Низкие бюджеты. Часто на то, чтобы сделать круто, нужен большой бюджет. Но это не значит, что с маленьким или даже нулевым это невозможно. Просто нужно больше смекалки, предприимчивости и энтузиазма.
Онлайн-обучение. Помню как учителя в школе ругались на тестирование в системе образования. Мол, это лишает возможности рассуждать и даёт узкое представление о том, что правильный ответ всегда существует.
Тогда я этого не понимала, а потом стала руководить маркетинговыми командами и, как говорится, «вспомнил-понял-прослезился». Ко мне на собеседования толпами повалили выпускники онлайн-университетов, которые оказались непригодны к настоящей работе, потому что их не научили главному — не бояться тестировать.
Большинство маркетологов говорят «невозможно», но даже не пробуют. Их учат следовать шаблону, отвечать на тесты в заданиях и не говорят, что это решение не единственно верное.
На практике приходится тратить много сил, чтобы его переучить. Лучше уж выпускник университета или просто с улицы без образования. Честное слово.
Почему с этим сто́ит бороться
Я смотрю на эту ситуацию как предприниматель и руководитель, поэтому главное, что меня тревожит — снижение популяции толковых специалистов.
Они потихоньку вымирают как амурские тигры.
Чем больше в Инстаграме* чеклистов «Как запустить онлайн-магазин с нуля за 1 день и заработать миллион» (вы же понимаете, что это невозможно, да?), тем меньше думающих специалистов на рынке. И тем сложнее его нанять и привести проект к реальным результатам.
С другой стороны, будучи специалистом, который живёт с установкой: «Зачем париться, я просто возьму чужие шаблоны», сложно вырасти профессионально. Нельзя собрать крутые проекты в портфолио и показывать впечатляющие результаты, если ты следуешь одному сценарию. Наверное, здесь первостепенен вопрос личных амбиций — не всем нужно выбиваться в лидеры ниши, но я говорю за себя :–)
Что делать тогда?
Развивать креативность. Востребован тот маркетолог, который понимает, что ему придётся изобретать, создавать, анализировать. И готов к этому.
Если у проекта нет денег — ничего страшного. Мы живём в стране, которая беднеет от года к году, и лучше итога пока не предвидится.
Вместо того, чтобы опускать руки, вспомните про историю молодого тогда бренда RedBull, про которую писала известная бизнес-консультант Кейт Ньюлин в книге «Почему некоторые бренды пользуются невероятным успехом» (Passion Brands: Why Some Brands Are Just Gotta Have, Drive All Night For, and Tell All Your Friends About). Они скидывали кучу пустых банок напитка в мусорные баки рядом с ночными клубами, чтобы создать впечатление, что все уже пьют RedBull. И сработало — все пьют :–)
Низкий бюджет, но прорывное решение, которое привело к большим деньгам.
Постоянно анализировать, но не чтобы взять за истину чужой опыт, а чтобы найти лазейки и натренировать насмотренность. Тут тоже далеко ходить не надо. Yota вытащила из рынка инсайт о перенасыщенности яркими навороченными графическими элементами и сделала голубым по белому. Эффект вы знаете.
Тестировать и ошибаться. Маркетолог — это не нажать две кнопки, и деньги повалили. Это думать, тестировать, обламываться, плакать и пробовать снова, пока не взорвёт.
Нет единственно верного решения и шаблона, по которому можно сделать много денег быстро и без регистрации, но если пережить этот факт и дойти до стадии принятия, открывается другой прикол.
Одного решения нет — их миллион.
*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.
Рекомендуем:
- Почему маркетологи и дизайнеры не слышат друг друга и как это исправить
- Где и как теперь запускать онлайн-курсы психологам, маркетологам и другим экспертам
- Подборка российских сервисов для маркетологов и сммщиков
- 60+ актуальных телеграм-каналов про digital и маркетинг
- Релокация из России в 2022: как маркетологу и пиарщику найти работу за границей
- Как маркетолог делает сотни баннеров для рекламы суши и не сходит с ума
- Каждому своя коммуникация: как создавать рекламные сообщения, учитывая характер ваших клиентов
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.